На главную страницу
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли свой пароль?
Регистрация
21.02.2013

Департамент административных органов и общественной безопасности подвел итоги антикоррупционного мониторинга на территории области в 2012 году

В соответствии с областным Законом от 10 ноября 2008 года №181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области» и постановлением Губернатора от 25 мая 2009 года №420 «О порядке проведения антикоррупционного мониторинга во Владимирской области», департаментом административных органов и общественной безопасности подведены его итоги по результатам 2012 года. В этом использованы данные прокуратуры, Следственного управления Следственного комитета, Управлений Министерства внутренних дел, по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний России, структурных подразделений администрации области, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Процесс исследования исходил из того, что коррупция, как и попытки борьбы с ней, явление не новое, по оценкам аналитиков, это бизнес, который проник в различные уровни власти и в большинство сфер жизни россиян. Коррупция – это теневой сектор экономики, снижение налоговых сборов, возникновение бюджетного дефицита, социальные проблемы, неэффективная конкуренция, низкая привлекательность бизнеса для частных инвесторов, сокращение возможности инновационного развития и модернизации. В результате такого состояния общества, лишь небольшая группа людей получает доступ к прибыли, остальному населению приходится нести издержки. Нет гарантий защиты частной собственности, происходит вывод активов за рубеж. «Мы проигрываем в «конкуренции юрисдикций» - работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей. Главная проблема – недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства – от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Издержки для бизнеса могут колебаться – ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от «степени расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае – не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться» (В.В.Путин «О наших экономических задачах»).

Сегодня многое делается в стремлении сдерживать коррупцию. Создается определенная система антикоррупционной борьбы, закрепленная в федеральном законодательстве. Интенсивно развивается правовое регулирование вопросов противодействия этому на региональном и муниципальном уровнях. Одним из инструментов такого регулирования является антикоррупционный мониторинг, который анализирует изменения в состоянии коррупции и результативность антикоррупционной политики.

Сегодня существует множество различных оценок фактической стоимости коррупции. Но основным (количественным) показателем, характеризующим ее уровень, традиционно остается число зарегистрированных преступлений, которое в анализируемом периоде сократилось и составило 662 эпизода (- 14,5%). Выявлено и пресечено 703 (- 8,8%) преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; 28 (- 63,2 %) - против интересов службы в коммерческих и иных организациях. К сожалению, основную долю этих (раскрытых) преступлений по-прежнему составляют малозначительные события, только 1 (АППГ - 2) коррупционный факт квалифицирован как совершённый в крупном размере.

Возбуждено 607 уголовных дел (+ 18,3%), в том числе, 26 - в отношении лиц особого правового статуса: 20 - в отношении 4 депутатов органов местного самоуправления (по ст. 159 УК РФ – мошенничество, ст.160 – присвоение и растрата (18 эпизодов), ст. 204 – коммерческий подкуп, ст. 292 – служебный подлог (8 эпизодов)); 3 - в отношении главы органа местного самоуправления (по ст. 290 УК РФ – получение взятки, ст. 292 – служебный подлог); столько же - в отношении члена территориальной избирательной комиссии (по ст. 159 УК РФ – мошенничество).

Возбуждено 5 (- 58,3%) уголовных дел по признакам злоупотребления служебным положением в правоохранительных и надзорных органах, 22 (+69,2%) должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В администрацию области поступило 9 заявлений граждан о злоупотреблении властью государственными служащими администраций г.Владимира и Мурома, Алекснадровского и Гороховецкого районов; 130 государственных и муниципальных служащих области за это наказаны в административном порядке. Возбуждено 83 уголовных дела – в сфере образования, 82 – здравоохранения, 10 – оборота земельных участков.

С коррупцией связано каждое третье квалифицированное преступление экономической специализации. Например, из 20 должностных преступлений, выявленных в ходе спецоперации «Образование», 11 сопряжены с получением и дачей взятки. Взяточничество считается наиболее распространенным показателем уровня коррумпированности. Несмотря на то, что зарегистрированное взяточничество в 2012 году сократилось на 25,7% (84 эпизода, 63 уголовных дела направлено в суды, 45 лиц осуждено, средний размер взятки вырос на 81% и составил 27,8 тыс.рублей (АППГ – 15,4 тыс.)), годовой объем взяток, выплачиваемых гражданами, превысил 3,5 млн.рублей (АППГ – 1,6 млн.; + 118,7%).

Приведенная статистика формально в разы превышает показатели 2011 года, она же подтверждает возрастание масштабов коррупции, высокий уровень ее латентности, а правоприменительная статистика свидетельствует о достаточно скромных результатах борьбы с ней репрессивными средствами.

Во всяком случае, социальный состав привлеченных к уголовной ответственности коррупционеров не дает оснований полагать обратное.

12.01.2012 возбуждены уголовные дела в отношении студентов ВЮИ ФСИН России по Владимирской области и преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин – Будникова В.А. по фактам дачи (получения) взяток общей суммой 11,2 тыс. рублей. 25.01.2012 уголовные дела в отношении студентов прекращены в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УК РФ). 30.03.2012 приговором суда Будникову В.А. назначено наказание в виде штрафа в размере 280 тыс. рублей с лишением специального звания.

17.04.2012 возбуждено уголовное дело по факту получения взятки в размере 50 тыс. рублей начальником отдела по воспитательной работе ИК-6 УФСИН России по Владимирской области Косаревым А.В. за оказание содействия в получении условно-досрочного освобождения для Коннова В.Г. 04.07.2012 приговором суда Косареву А.В. назначено наказание в виде лишения права занимать должности в правоохранительных органах на срок 2 года.

16.05.2012 возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела государственных закупок администрации Киржачского района Объедкова В.С., который получил денежное вознаграждение в сумме 240 тыс. рублей от Сусловой Т.А., за ускорение процедуры приобретения квартиры. 13.08.2012 приговором суда Объедкову В.С. назначено наказание в виде штрафа в размере 200 тыс.рублей.

В целом, в 2012 году в судах рассмотрено 93 уголовных дела (в отношении 100 обвиненных) о преступлениях коррупционной специализации, по 77 (в отношении 83 лиц) вынесены обвинительные приговоры различной степени строгости.

Однако, сегодня противодействие коррупции должно переходить в профессиональную категорию, поскольку за последние годы серьезно изменилось законодательство, стала разнообразнее и изощреннее преступность. По оценкам специалистов, теперь сложнее инкриминировать вину, доказывать экономические и коррупционные признаки преступления. Их статистическое сокращение очевидно подтверждает это и свидетельствует о высоком уровне организованности и незаявленности криминальных экономических событий.

Поэтому стратегия и тактика антикоррупционной работы сегодня детально обсуждаются на межведомственных встречах и заседаниях рабочих групп субъектов антикоррупционной деятельности. По некоторым трудным и объемным делам в правоохранительных органах созданы специализированные следственно-оперативные группы, иногда - межведомственные. За счет этого, процессуально закрепляются запутанные преступные схемы, изобличающие их участников и выгодоприобретателей, занимающих различные должности. К такой практике доказывания вины относится ряд преступлений прошлых лет (уголовные дела с обвинительными заключениями в отношении бывшего главы г.Александрова - Симина Г.К. и заместителя начальника УМВД - Рыбакова О.В.). В ходе расследования уголовных дел такой категории только в 2012 году дополнительно выявлено и раскрыто 162 (+ 68,5) ранее незаявленных преступления.

Однако, несмотря на возрастающий уровень организации антикоррупционной работы, масштабы коррупции не сокращаются и пока нельзя говорить о тренде противостояния этому. Руководители региона заинтересованы в принципиально ином уровне борьбы с коррупцией. Подавляющее большинство коррупционных преступлений 2012 года выявлялось на ранней стадии, с возмещением материального ущерба, который, в прочем, оценивать только в денежном эквиваленте нельзя, поскольку он носит более масштабный характер - подрывает доверие людей к государственной власти и закону.

В развитии антикоррупционных механизмов заметную роль играют 1607 общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих в области общественный контроль за деятельностью государственных органов. В прошедшем году эти институты приняли участие в обсуждении проектов областных законов «О взаимодействии органов государственной власти Владимирской области с некоммерческими организациями» и «Об общественной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов во Владимирской области», которые были размещены на сайте администрации и, с учетом выдвинутых предложений и замечаний, внесены на рассмотрение депутатов Законодательного собрания.

В целях своевременного пресечения коррупционных проявлений, в порядке надзора, прокуратурой изучено 5767 областных и муниципальных нормативных правовых актов, в 532 из них выявлены коррупциогенные факторы. Принесено 402 протеста, внесено 27 требований и 15 представлений.

В соответствии с Федеральным законом от 17.09.2009 № 172-ФЗ, органы, организации и их должностные лица самостоятельно проводили антикоррупционную экспертизу принятых ими документов, в ходе работы над проектами и специально изучали их содержание в процессе мониторинга применения. По поручению Губернатора аналогичная работа проводилась государственно-правовым комитетом администрации области. В муниципальных образованиях приняты правовые акты по осуществлению аналогичной антикоррупционной экспертизы, в соответствии с которыми, все проекты нормативных документов муниципального уровня направляются для проверки в межрайонные прокуратуры, после чего устраняются недостатки.

В интересах доступности для граждан и организаций актуальной и своевременной информации об условиях и порядке оказания государственных и муниципальных услуг и обеспечения их электронного взаимодействия создан региональный портал, на котором областной администрацией за прошедший год размещено 126 регламентов предоставления государственных и 558 – муниципальных услуг; проведено 8582 (2011г - 8153) открытых аукционов государственных и муниципальных закупок в электронной форме.

В средствах массовой информации опубликовано свыше 350 антикоррупционных материалов, организовано 178 выступлений специалистов в рамках антикоррупционной пропаганды.

Областной администрацией проведен социологический опрос населения об оценке результатов деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по противодействию коррупции, с выборкой 11 тыс.человек. Более 20% опрошенных считают уровень коррупции в регионе высоким. Наибольшие ее проявления отмечены в г.Коврове (85,3%), самые низкие – в г.Радужный (66%). Коррупция респондентами связывается, прежде всего, с отсутствием контроля за должностными лицами и должного уровня ответственности с их стороны за незаконные действия. При этом, опрошенные считают, что должностные лица и граждане несут едва ли не равную ответственность за возникновение коррупционных фактов: 54% - согласны с тем, что взятка облегчает решение любых вопросов, 33% - отметили, что должностные лица искусственно затягивают их решение, провоцируя противоправные действия, 17% - указали, что возможностей решать вопросы без взятки не существует.

Многие видят успешное противодействие этому в последовательном развитии нормативной правовой базы, обеспечивающей жесткий контроль за деятельностью чиновников различных уровней. В этом плане, российское законодательство сейчас в значительной мере приближается к общепринятым мировым стандартам и для борьбы с коррупцией имеются нужные инструменты.

В 2012 году подготовлен целый пакет законов по контролю за расходами чиновников и крупных бизнесменов, введены кратные штрафы за взятку и коммерческий подкуп, которые теперь варьируются от 25 тыс. рублей до 500 млн. рублей (обязательным является лишение коррупционеров права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). В текущем году доля осужденных за экономические преступления во Владимирской области, получивших наказание в виде штрафа и отрешения от госслужбы, значительно выросла и составила 57,8%. Такие ориентиры могут оказаться достаточно действенной мерой в профилактическом плане, поскольку возможные потери от разоблачения чиновника должны многократно превышать планируемую им «прибыль».
Власть должна стремиться к тому, чтобы коррупционное поведение было невыгодно в принципе и именно неотвратимость наказания сможет обеспечить эффективную профилактику в этом.

Сегодня в России начался процесс, который некоторые называют «долгожданной настоящей борьбой с коррупцией» (громкие дела о хищениях в министерстве обороны и других ведомствах), другие считают всплеском «антикоррупционной кампанейщины». Уверенно говорить о том, кто из них прав, а кто нет, можно, измерив уровень или, так называемый, индекс восприятия коррупции в государственном секторе страны. По оценкам Центра антикоррупционных исследований, в 2011 году в Индексе восприятия Россия занимала 143 место, в 2012 - 133 из 174 возможных. Представляется, что такая положительная динамика дает основания к оптимистическим оценкам происходящего.

И все же, граждане в большинстве случаев скептически относятся к борьбе с коррупцией во власти, которую ведет сама власть.

Президент России В.В.Путин в своей статье «Мы должны победить коррупцию» отметил, что «Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений. Переход от слов к делу в борьбе с «большой» коррупцией поможет преодолеть коррупцию и в тех сферах, с которыми граждане встречаются в своей повседневной жизни – в полиции, судебной системе, в управлении жилищным фондом и ЖКХ, медицине и образовании. Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция».

Исходя из такой концепции, во Владимирской области делаются конкретные шаги в этом. Все тактические меры детально проработаны в рамках межведомственных встреч и профильных комиссий администрации области, заседаний Координационного совещания при Губернаторе. В этом принимали участие руководители правоохранительных и контролирующих органов, специалисты и ученые ведущих ВУЗов.

Администрация исходит из того, что современная антикоррупционная работа - это не только борьба с последствиями коррупции, но главное - с ее причинами и условиями. Чтобы не было, например, как проиллюстрировано в той же статье Владимира Владимировича Путина: «Подростки, в "лихие 90-е" мечтавшие делать карьеру олигарха, теперь массово выбирают карьеру госчиновника. Для многих она представляется источником быстрой и легкой наживы. С такой доминирующей мотивацией любые "чистки" бесполезны: если госслужба рассматривается не как служение, а как кормление, то на место одних разоблаченных воров придут другие». И еще важно иметь в виду, что возбудить уголовное дело на взяточника, использующего служебное положение в личных интересах – непросто, еще труднее довести его до приговора суда, а тем более сделать так, чтобы предупредить преступление, создать условия, при которых оно было бы невозможно. Пока не все получается в этом, но решения выработаны, их цель в том, чтобы нераскрытые коррупционные преступления постепенно и объективно снижались, а уровень ответственности за совершенное - возрастал. Это будет обеспечиваться за счет потенциала межведомственного взаимодействия, непрерывного мониторинга обстановки, согласованной нормотворческой и правоприменительной практики всех субъектов антикоррупционной работы. Именно этих ориентиров область будет придерживаться в текущем году.


Источник:  http://www.avo.ru

Возврат к списку

Яндекс.Метрика
На главную страницуИнтернет-приемная