Муниципальная программа «Развитие туризма в муниципальном образовании город Александров на 2010-2012 годы»
1. Паспорт муниципальной программы «Развитие туризма в муниципальном образовании город Александров на 2010-2012 годы»
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
3. Общие концептуальные положения устойчивого развития туризма в городе Александрове
4. Система программных мероприятий
1. Паспорт муниципальной программы «Развитие туризма в муниципальном образовании город Александров на 2010-2012 годы».
Наименование | Муниципальная программа «Развитие туризма в муниципальном образовании город Александров на 2010-2012 годы» |
Основание для разработки
| 1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 № 132-ФЗ
2. Закон Владимирской области «О Программе развития
туризма во Владимирской области на 2005-2009 г.г. «Малое Золотое кольцо»».от 30.12.2004 г. № 263-ОЗ
3. Распоряжение Главы города Александрова |
Заказчик Программы | Администрация МО город Александров |
Основной разработчик |
Отдел по развитию туризма администрации МО г. Александров
|
Цель Программы | Создание условий для эффективного развития туристской отрасли в городе Александрове |
Задачи Программы | - формирование конкурентоспособного турпродукта через совершенствование используемых и формирование новых объектов экскурсионного показа, размещения, питания, сервисного обслуживания, увеличение рынка туристских услуг;
- обеспечение роста турпотока в город;
- развитие мелкого и среднего предпринимательства в сфере туризма, создание новых рабочих мест и вовлечение граждан в создание новых туристских услуг;
- стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов;
- позиционирование города Александрова на рынке туруслуг России в качестве города с растущими возможностями для длительного пребывания туристов;
- формирование имиджа города как благоприятного для развития туризма. |
Срок реализации Программы |
2010-2012 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | Отдел по развитию туризма;
Отдел строительства и архитектуры;
Отдел по культуре;
Отдел по физической культуре и спорту. |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы — 4870,0 тыс. руб.
Местный бюджет – 2590,0 тыс. руб.
Внебюджетные средства – 2280,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
- создание конкурентоспособного турпродукта города Александрова;
- увеличение длительности пребывания туристов на территории города;
- снижение выплат по безработице в результате создания новых рабочих мест в туристской сфере, в сопряженных отраслях;
- увеличение прибыли предприятий и учреждений сферы туризма;
- увеличение налоговых отчислений в местный бюджет;
- создание условий для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия. |
Руководитель Программы |
Заместитель главы администрации муниципального образования город Александров Какузина М. Л. |
Организация контроля за реализацией Программы
|
Контроль за реализацией Программы осуществляют Глава города Александрова и Совет народных депутатов города Александрова |
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.
Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.
По данным Всемирной туристкой организации (ВТО) и Международного валютного фонда туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, составляя 7.9 % в его общем объёме. По прогнозам ВТО в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся и к 2020 году число международных туристских прибытий составит 1,561 млрд. поездок, а мировые доходы от туризма достигнут 2 трлн. долларов США.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока. Но к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран – самых популярных направлений туризма.
На выездном совещании по туризму в Угличе 1 августа 2008 года Д.А.Медведев охарактеризовал туризм как точку роста в развитии малых городов России.
Туризм обладает высоким стимулирующим воздействием на развитие других отраслей экономики города, малого и среднего бизнеса, способствует инновационному развитию города.
В этих условиях администрация города Александрова должна уделять развитию туризма особое внимание, видя в нём фактор, способный решить не только некоторые социально-экономические проблемы города, но и позволяющий Александрову занять достойное место в ряду наиболее привлекательных городов «Золотого кольца России». Территории, входящие в «Золотое кольцо России» рассматриваются Президентом РФ как имеющие все предпосылки для прорывного развития малого бизнеса и, соответственно, для развития своего социально-экономического потенциала.
Несмотря на большие объёмы туристского оборота, доля поступлений в бюджет, как на уровне субъекта федерации, так и на уровне муниципальных образований незначительна (0,03-0,04%).
Анализ туристских потоков, прибывающих в г. Александров (для примера взяты два предыдущих года) показывает положительную динамику развития отрасли.
Годы |
Количество обслуженных экскурсантов |
Количество туристов принятых предприятиями общественного питания |
Количество принятых гостиницами туристов |
Количество принятых туристов организациями, осуществляющими туроператорскую деятельность |
2007 |
161279 |
2750 |
12495 |
1514 |
2008 |
167355 |
12510 |
21520 |
1693 |
Программа развития туризма должна стать важнейшей составной частью программы социально-экономического развития города и корреспондироваться с программами развития культуры, спорта и здравоохранения.
Развитие рекреации и туризма должно привести к формированию здорового образа жизни населения и внести существенный вклад в экономику города не только от непосредственных доходов, но и оказывая стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как информатизация и телекоммуникация, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.
В то же время, несмотря на свою важность, развитие туризма не является единственным стратегическим направлением и не может, безусловно, доминировать в стратегии муниципального образования. В этих условиях настоящая Программа призвана обеспечить координацию политики развития туризма с другими направлениями развития муниципального образования.
С одной стороны, Александров занимает достаточно прочные позиции на внутреннем туристском рынке, благодаря наличию туристских ресурсов, к которым относятся:
- памятники архитектуры Федерального значения, среди которых центральное место занимает историко-архитектурный ансамбль Александровского кремля – объект мирового культурного наследия.
- Сформированная и тематически разнообразная музейная база для развития культурного туризма, состоящая из музея-заповедника «Александровская Слобода», МУ «Александровский художественный музей», МУ «Музей Марины и Анастасии Цветаевых», «Музей рукотворного камня» ГУП ВНИИСИМС;
- уникальность среднерусской природы, позволяющая развивать различные виды активного туризма;
- компактное расположение 4-х православных монастырей (из них 3 - вблизи города), создающее предпосылки для развития паломнического и культурного туризма;
- развивающаяся база размещения туристов, по состоянию на сегодняшний день насчитывающая 222 места.
- развитая сеть предприятий общественного питания, обеспечивающая качественный сервис и широкий ассортимент блюд;
- наличие турфирм, участвующих в формировании и продвижении турпродукта города Александрова.
- развитая сеть объектов развлечения, насчитывающая более 15 фирм и учреждений;
- развитая сеть косметических и лечебно-оздоровительных учреждений, могущих стать базой для развития SPA и WELLNESS-туризма.
- формирующаяся система рекламно-информационного обеспечения развития туризма через участие в международных туристских выставках, издание рекламных материалов для различных категорий потребителей и на различных видах информационных носителей.
Однако не все имеющиеся туристские ресурсы используются в полном объеме из-за наличия факторов, сдерживающих рост объема оказанных туристских услуг, а именно:
- городской турпродукт не рассчитан на удержание туристов более чем на 1 день. Туры составлены таким образом, что большинство туристов после посещения экспозиций музеев не остаются на ночь и покидают город;
- темпы развития рынка производства туристских услуг, по-прежнему, значительно отстают от формирующегося спроса и сформированных технологий продаж этих услуг, что проявляется в узком ассортименте имеющихся на туррынке услуг;
- уровень туристских посещений в низкий сезон не соответствует имеющимся ресурсам города из-за неразвитой базы мотиваций привлечения туристов;
- рынок оздоровительного, активного и других специализированных видов туризма, пользующихся спросом, развивается низкими темпами;
- недостаточно используется туристский потенциал загородной базы отдыха «Рекорд»;
- не учитывается высокий потенциал спроса на рынке делового, конгрессного туризма (обусловленный близостью мегаполиса – г. Москвы) – в городе отсутствует современная материально-техническая база для развития этих видов туризма;
- качество благоустройства территорий с высокой туристской привлекательностью не соответствует современным требованиям, что снижает эффективность использования других туристских ресурсов города;
- несформированность системы продвижения турпродукта города на специализированных международных выставках, в специализированных СМИ отрицательно влияет на имидж города и ведет тем самым к укреплению конкурентных преимуществ турпродукта соседних городов;
- не учитывается наметившаяся в последнее время тенденция - рост высокими темпами индивидуализации туризма и падение спроса на групповые туры;
- не учитывается активно проходящая в нашем районе переориентация функций пригородной сельской местности с производства сельскохозяйственной продукции на рекреацию (дачное строительство), заметно снижающая возможность развития экологического и агротуризма.
Очевидно, что решение вопросов развития туризма в нашем городе возможно только программными методами учитывая тот факт, что туризм – это сфера, в которой сопряжена деятельность субъектов различных отраслей экономики и социальной сферы. Поэтому Программой предусмотрено взаимодействие структурных подразделений администрации, турфирм, музеев, средств размещения туристов и других субъектов туристской деятельности. При этом функции участников распределяются следующим образом:
Администрация города:
- обеспечивает проведение организационно-правовой и методической работы по реализации Программы;
- выделяет целевые средства на реализацию мероприятий Программы, направленных на продвижение турпродукта города и улучшение инфраструктуры муниципальных объектов показа;
- привлекает внебюджетные средства и направляет их на реализацию программных мероприятий, в первую очередь, на формирование благоприятного туристского имиджа округа;
- осуществляет благоустройство зон, привлекательных для туристов.
Туристские организации:
- участвуют в реализации программных мероприятий;
- выделяют собственные средства для организации продвижения турпродукта города на туристском рынке.
Таким образом, реализация нового программного материала позволит объединить усилия различных субъектов туристской деятельности по совершенствованию используемого турпродукта.
SWOT-анализ города включает в себя выявление наиболее важных сильных и слабых сторон современного состояния, а также максимально вероятных возможностей и угроз. На основе имеющейся информации о г. Александрове, а также об отрасли туризма в целом были получены следующие результаты:
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Уникальность основных достопримечательностей (наличие дворцово-храмового ансамбля «Александровская слобода», связанного с именем первого русского царя Ивана Грозного). | 1. Неопределенность стратегии и тактики формирования структуры туристского обслуживания и продвижения Александрова как туристского города. |
2. Богатое историческое прошлое города и близлежащих территорий. | 2. Разный уровень качества музейного показа, музейных, экскурсионных и анимационных программ, использование устаревших форм показа некоторыми музеями, недостаток квалифицированных кадров. |
3. Насыщенность истории города событиями, связанными с деятельностью личностей общегосударственного масштаба.
| 3. Узкая специализация учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для туризма. Отсутствие современных программ подготовки специалистов в местных учебных заведениях отраслей сферы услуг и сервиса, сопряженных с туристской отраслью. |
4. Многолетняя известность города как одного из пунктов туристского маршрута «Золотое кольцо России».
| 4. Преобладание программ с кратковременным пребыванием туристов в городе. |
5. Развитая система музейного показа.
| 5. Отсутствие архитектурно привлекательного исторического ядра города, невыразительность застройки советского периода, обусловленные стратегией развития города в качестве промышленного центра уже с начала 20 века. |
6. Наличие учебного заведения (РОСНОУ), занимающегося подготовкой кадров для туристской отрасли.
| 6. Отсутствие сформировавшихся и сохранившихся народных промыслов и ремёсел, могущих стать базой для создания самобытной сувенирной продукции. |
7. Выгодное туристско-географическое положение: близость к Москве, Владимиру, Ярославлю, Переславлю-Залескому, Сергиеву Посаду - крупнейшим центрам культурно-познавательного, паломнического и других видов туризма.
|
7. Отсутствие обустроенных рекреационных зон. |
8. Удобное транспортное расположение: пересечение железнодорожных и автомобильных дорог.
|
8. Неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры из-за отсутствия достаточного финансирования в эту отрасль на федеральном и региональном уровне и крайне ограниченные возможности местного бюджета. |
9. Активность культурной, деловой и спортивной жизни города Александрова.
|
9. Неразвитость рынка автобусных услуг для туристов. |
10. Последовательная и целенаправленная деятельность ОМС по выявлению и использованию зон историко-культурного наследия.
|
|
11. Частое упоминание города в передачах центральных СМИ.
| |
12. Широкая осведомленность местного населения об основных исторических событиях города.
| |
13. Вовлечение внебюджетных инвестиций в размере 200 млн. руб. в развитие туристской инфраструктуры (строительство нового корпуса гостиницы «Александров») | |
Возможности: | Угрозы: |
1. Разработка и реализация программы развития туризма.
|
1. Конкуренция в туристской сфере со стороны других городов центрального региона. |
2. Реорганизация действующей туристской инфраструктуры (гостиниц предприятий питания, торговли, развлечений).
|
2. Несовершенство законодательной базы в сфере туризма. |
3. Формирование положительного имиджа и увеличение въездных туристских потоков за счет увеличения видов туризма. |
3. Невыполнение бюджетами всех уровней своих полномочий по сохранению памятников исторического и культурного наследия. |
|
4. Острый недостаток собственных финансовых ресурсов для ремонта и реставрации памятников (объектов исторического наследия), находящихся в муниципальной собственности. |
|
5. Форс-мажорные обстоятельства. |
3. Общие концептуальные положения устойчивого развития туризма в городе Александрове.
Разработка программы базировалась на анализе потенциала и современного состояния туризма с учетом рекреационных потребностей местного населения.
В основу программы положены следующие принципы развития туризма:
- удовлетворение потребностей местных жителей;
- устойчивое развитие туризма;
- развитие территории по принципу уникальной историко-культурной территории России;
- развитие города как полифункционального туристского центра;
- приоритетное развитие туризма как одной из отраслей экономики города;
- рассмотрение программы развития рекреации и туризма как составной части программы социально-экономического развития города.
1. Концепция удовлетворения интересов местных жителей определяет необходимость формирования специальной системы, ориентированной на удовлетворение потребностей жителей города Александрова, которые нуждаются в предоставлении широкого спектра услуг, необходимых для восстановления физических, духовных и интеллектуальных сил. Основное назначение этой системы - обеспечить кратковременный ежедневный и еженедельный отдых населения. Такая система обслуживания населения будет одновременно «работать» и на туристов.
2. Концепция устойчивого развития туризма предполагает учет и регламентацию использования ресурсов, чтобы предотвратить их разрушение, истощение и нанесение вреда окружающей среде. В связи с этим программа развития туризма должна основываться на научном анализе рекреационного потенциала и его пропускной способности, что дает основу для обеспечения комплексного контролируемого устойчивого развития туризма. Это определяет необходимость тесного сотрудничества и координации между органами власти и предприятиями туристской отрасли в течение всего процесса выполнения Программы.
3. Концепция уникальных культурно-исторических территорий, к которым относится Александров, обусловливает особый тип развития территорий, при котором должны сохраняться не только историко-культурные памятники, но и окружающая их историческая среда и ландшафт. Задачей первостепенной важности станет благоустройство территорий около архитектурного ансамбля «Александровская слобода», усадьбы Первушина, клуба «Искож»; парка культуры и отдыха, Дичковского озера, Немецких горок, восстановление русла реки Серой. Необходимо формирование целостного экономического образования, способного в комплексе решать проблемы охраны и рационального использования культурного и природного наследия. В окрестностях города также необходимо выявить целостные привлекательные природно-ландшафтные зоны, вмещающие памятники истории и культуры, которые необходимо использовать как объекты туристического показа.
4. Концепция полифункционального туристского центра определяет необходимость развитие в Александрове различных направлений туристской деятельности: экскурсионного, индивидуального, научного, делового, фестивального, религиозного, оздоровительного, спортивного, экологического и других. К участию в этих направлениях туристской деятельности могут привлекаться как сами жители города, так и приезжающие из других регионов и стран.
Приоритетным направлением станет развитие маршрутов выходного дня и долгосрочных маршрутов.
5. Концепция приоритетного развития туризма рассматривает туризм как сложнейший межотраслевой комплекс, вовлекающий в свою деятельность различные области экономики, что требует нового подхода к регулированию социально-экономических отношений.
6. Концепция развития рекреации и туризма как составной части программы социально- экономического развития города предусматривает тесное взаимодействие со всеми городскими и районными административными и общественными структурами, совместную разработку системы мероприятий, способную обеспечить устойчивое развитие туристской отрасли в городе.
На основе вышеперечисленных концепций была сформулирована следующая цель данной Программы: создание эффективной конкурентно способной туристической отрасли в г. Александрове.
Цель может быть достигнута за счет выполнения следующих задач:
- объединение усилий и ресурсов всех заинтересованных организаций и сообществ для успешной реализации программы развития туризма;
- формирование положительного общественного мнения населения о туристской отрасли;
- развитие городской рекреационной и туристской инфраструктуры;
- диверсификация туристских продуктов;
- создание имиджа города Александрова как центра туризма.
4. Система программных мероприятий
Одной из главных стратегических задач данной Программы является определение условий туристской деятельности, при которых возможно максимально длительное пребывание туристов в городе. Для того, чтобы задержать туристов городе, необходим следующий комплекс мероприятий:
- проведение активной просветительско–пропагандистской работы с населением города с целью становления и развития культуры гостеприимства;
- создание и широкое распространение единого календаря событийных мероприятий г. Александрова при увеличении их общего числа за счет разработки новых мероприятий;
- благоустройство города;
- создание новых городских маршрутов;
- планирование более разнообразных туристских программ, насыщенных разнообразной рекреационной деятельностью;
- совершенствование туристской инфраструктуры и создание новых туристских объектов;
- расширение традиционных для города видов туристской деятельности за счет делового (конгрессного), паломнического, событийного, спортивного туризма;
- создание единой электронной системы туристских ресурсов города;
- разработка рекреационного зонирования городской территории с оценкой возможных финансовых затрат для дальнейшей корректировки программы развития туризма;
- проведение ежеквартальных совещаний представителей туристской отрасли для выработки совместных действий, направленных на развитие туризма в городе;
- организация продажи сувениров с символикой города на основных туристских маршрутах;
- участие совместно с туроператорами в ежегодных туристских выставках.