На главную страницу
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли свой пароль?
Регистрация

Муниципальная программа «Развитие туризма в муниципальном образовании город Александров на 2010-2012 годы»

1. Паспорт муниципальной программы «Развитие туризма в муниципальном образовании город Александров на 2010-2012 годы»
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
3. Общие концептуальные положения устойчивого развития туризма в городе Александрове
4. Система программных мероприятий

1. Паспорт муниципальной программы «Развитие туризма в муниципальном образовании город Александров на 2010-2012 годы».

Наименование Муниципальная программа «Развитие туризма в муниципальном образовании город Александров на 2010-2012 годы»
Основание для разработки 1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 № 132-ФЗ
2. Закон Владимирской области «О Программе развития
туризма во Владимирской области на 2005-2009 г.г. «Малое Золотое кольцо»».от 30.12.2004 г. № 263-ОЗ
3. Распоряжение Главы города Александрова
Заказчик Программы Администрация МО город Александров
Основной разработчик

Отдел по развитию туризма администрации МО г. Александров

Цель Программы Создание условий для эффективного развития туристской отрасли в городе Александрове
Задачи Программы - формирование конкурентоспособного турпродукта через совершенствование используемых и формирование новых объектов экскурсионного показа, размещения, питания, сервисного обслуживания, увеличение рынка туристских услуг;
- обеспечение роста турпотока в город;
- развитие мелкого и среднего предпринимательства в сфере туризма, создание новых рабочих мест и вовлечение граждан в создание новых туристских услуг;
- стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов;
- позиционирование города Александрова на рынке туруслуг России в качестве города с растущими возможностями для длительного пребывания туристов;
- формирование имиджа города как благоприятного для развития туризма.
Срок реализации Программы 2010-2012 годы
Исполнители основных мероприятий Программы Отдел по развитию туризма;
Отдел строительства и архитектуры;
Отдел по культуре;
Отдел по физической культуре и спорту.
Объемы и источники финансирования Общий объем финансирования Программы — 4870,0 тыс. руб.
Местный бюджет – 2590,0 тыс. руб.
Внебюджетные средства – 2280,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты Программы - создание конкурентоспособного турпродукта города Александрова;
- увеличение длительности пребывания туристов на территории города;
- снижение выплат по безработице в результате создания новых рабочих мест в туристской сфере, в сопряженных отраслях;
- увеличение прибыли предприятий и учреждений сферы туризма;
- увеличение налоговых отчислений в местный бюджет;
- создание условий для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия.
Руководитель Программы Заместитель главы администрации муниципального образования город Александров Какузина М. Л.
Организация контроля за реализацией Программы Контроль за реализацией Программы осуществляют Глава города Александрова и Совет народных депутатов города Александрова

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.

По данным Всемирной туристкой организации (ВТО) и Международного валютного фонда туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, составляя 7.9 % в его общем объёме. По прогнозам ВТО в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся и к 2020 году число международных туристских прибытий составит 1,561 млрд. поездок, а мировые доходы от туризма достигнут 2 трлн. долларов США.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока. Но к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран – самых популярных направлений туризма.

На выездном совещании по туризму в Угличе 1 августа 2008 года Д.А.Медведев охарактеризовал туризм как точку роста в развитии малых городов России.
Туризм обладает высоким стимулирующим воздействием на развитие других отраслей экономики города, малого и среднего бизнеса, способствует инновационному развитию города.

В этих условиях администрация города Александрова должна уделять развитию туризма особое внимание, видя в нём фактор, способный решить не только некоторые социально-экономические проблемы города, но и позволяющий Александрову занять достойное место в ряду наиболее привлекательных городов «Золотого кольца России». Территории, входящие в «Золотое кольцо России» рассматриваются Президентом РФ как имеющие все предпосылки для прорывного развития малого бизнеса и, соответственно, для развития своего социально-экономического потенциала.

Несмотря на большие объёмы туристского оборота, доля поступлений в бюджет, как на уровне субъекта федерации, так и на уровне муниципальных образований незначительна (0,03-0,04%).

Анализ туристских потоков, прибывающих в г. Александров (для примера взяты два предыдущих года) показывает положительную динамику развития отрасли.

Годы Количество обслуженных экскурсантов Количество туристов принятых предприятиями общественного питания Количество принятых гостиницами туристов Количество принятых туристов организациями, осуществляющими туроператорскую деятельность
2007 161279 2750 12495 1514
2008 167355 12510 21520 1693


Программа развития туризма должна стать важнейшей составной частью программы социально-экономического развития города и корреспондироваться с программами развития культуры, спорта и здравоохранения.

Развитие рекреации и туризма должно привести к формированию здорового образа жизни населения и внести существенный вклад в экономику города не только от непосредственных доходов, но и оказывая стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как информатизация и телекоммуникация, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.
В то же время, несмотря на свою важность, развитие туризма не является единственным стратегическим направлением и не может, безусловно, доминировать в стратегии муниципального образования. В этих условиях настоящая Программа призвана обеспечить координацию политики развития туризма с другими направлениями развития муниципального образования.

С одной стороны, Александров занимает достаточно прочные позиции на внутреннем туристском рынке, благодаря наличию туристских ресурсов, к которым относятся:
- памятники архитектуры Федерального значения, среди которых центральное место занимает историко-архитектурный ансамбль Александровского кремля – объект мирового культурного наследия.
- Сформированная и тематически разнообразная музейная база для развития культурного туризма, состоящая из музея-заповедника «Александровская Слобода», МУ «Александровский художественный музей», МУ «Музей Марины и Анастасии Цветаевых», «Музей рукотворного камня» ГУП ВНИИСИМС;
- уникальность среднерусской природы, позволяющая развивать различные виды активного туризма;
- компактное расположение 4-х православных монастырей (из них 3 - вблизи города), создающее предпосылки для развития паломнического и культурного туризма;
- развивающаяся база размещения туристов, по состоянию на сегодняшний день насчитывающая 222 места.
- развитая сеть предприятий общественного питания, обеспечивающая качественный сервис и широкий ассортимент блюд;
- наличие турфирм, участвующих в формировании и продвижении турпродукта города Александрова.
- развитая сеть объектов развлечения, насчитывающая более 15 фирм и учреждений;
- развитая сеть косметических и лечебно-оздоровительных учреждений, могущих стать базой для развития SPA и WELLNESS-туризма.
- формирующаяся система рекламно-информационного обеспечения развития туризма через участие в международных туристских выставках, издание рекламных материалов для различных категорий потребителей и на различных видах информационных носителей.

Однако не все имеющиеся туристские ресурсы используются в полном объеме из-за наличия факторов, сдерживающих рост объема оказанных туристских услуг, а именно:
- городской турпродукт не рассчитан на удержание туристов более чем на 1 день. Туры составлены таким образом, что большинство туристов после посещения экспозиций музеев не остаются на ночь и покидают город;
- темпы развития рынка производства туристских услуг, по-прежнему, значительно отстают от формирующегося спроса и сформированных технологий продаж этих услуг, что проявляется в узком ассортименте имеющихся на туррынке услуг;
- уровень туристских посещений в низкий сезон не соответствует имеющимся ресурсам города из-за неразвитой базы мотиваций привлечения туристов;
- рынок оздоровительного, активного и других специализированных видов туризма, пользующихся спросом, развивается низкими темпами;
- недостаточно используется туристский потенциал загородной базы отдыха «Рекорд»;
- не учитывается высокий потенциал спроса на рынке делового, конгрессного туризма (обусловленный близостью мегаполиса – г. Москвы) – в городе отсутствует современная материально-техническая база для развития этих видов туризма;
- качество благоустройства территорий с высокой туристской привлекательностью не соответствует современным требованиям, что снижает эффективность использования других туристских ресурсов города;
- несформированность системы продвижения турпродукта города на специализированных международных выставках, в специализированных СМИ отрицательно влияет на имидж города и ведет тем самым к укреплению конкурентных преимуществ турпродукта соседних городов;
- не учитывается наметившаяся в последнее время тенденция - рост высокими темпами индивидуализации туризма и падение спроса на групповые туры;
- не учитывается активно проходящая в нашем районе переориентация функций пригородной сельской местности с производства сельскохозяйственной продукции на рекреацию (дачное строительство), заметно снижающая возможность развития экологического и агротуризма.

Очевидно, что решение вопросов развития туризма в нашем городе возможно только программными методами учитывая тот факт, что туризм – это сфера, в которой сопряжена деятельность субъектов различных отраслей экономики и социальной сферы. Поэтому Программой предусмотрено взаимодействие структурных подразделений администрации, турфирм, музеев, средств размещения туристов и других субъектов туристской деятельности. При этом функции участников распределяются следующим образом:

Администрация города:
- обеспечивает проведение организационно-правовой и методической работы по реализации Программы;
- выделяет целевые средства на реализацию мероприятий Программы, направленных на продвижение турпродукта города и улучшение инфраструктуры муниципальных объектов показа;
- привлекает внебюджетные средства и направляет их на реализацию программных мероприятий, в первую очередь, на формирование благоприятного туристского имиджа округа;
- осуществляет благоустройство зон, привлекательных для туристов.

Туристские организации:
- участвуют в реализации программных мероприятий;
- выделяют собственные средства для организации продвижения турпродукта города на туристском рынке.

Таким образом, реализация нового программного материала позволит объединить усилия различных субъектов туристской деятельности по совершенствованию используемого турпродукта.

SWOT-анализ города включает в себя выявление наиболее важных сильных и слабых сторон современного состояния, а также максимально вероятных возможностей и угроз. На основе имеющейся информации о г. Александрове, а также об отрасли туризма в целом были получены следующие результаты:

Сильные стороны Слабые стороны
1. Уникальность основных достопримечательностей (наличие дворцово-храмового ансамбля «Александровская слобода», связанного с именем первого русского царя Ивана Грозного).1. Неопределенность стратегии и тактики формирования структуры туристского обслуживания и продвижения Александрова как туристского города.
2. Богатое историческое прошлое города и близлежащих территорий.2. Разный уровень качества музейного показа, музейных, экскурсионных и анимационных программ, использование устаревших форм показа некоторыми музеями, недостаток квалифицированных кадров.
3. Насыщенность истории города событиями, связанными с деятельностью личностей общегосударственного масштаба.
3. Узкая специализация учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для туризма. Отсутствие современных программ подготовки специалистов в местных учебных заведениях отраслей сферы услуг и сервиса, сопряженных с туристской отраслью.
4. Многолетняя известность города как одного из пунктов туристского маршрута «Золотое кольцо России».
4. Преобладание программ с кратковременным пребыванием туристов в городе.
5. Развитая система музейного показа.
5. Отсутствие архитектурно привлекательного исторического ядра города, невыразительность застройки советского периода, обусловленные стратегией развития города в качестве промышленного центра уже с начала 20 века.
6. Наличие учебного заведения (РОСНОУ), занимающегося подготовкой кадров для туристской отрасли.
6. Отсутствие сформировавшихся и сохранившихся народных промыслов и ремёсел, могущих стать базой для создания самобытной сувенирной продукции.
7. Выгодное туристско-географическое положение: близость к Москве, Владимиру, Ярославлю, Переславлю-Залескому, Сергиеву Посаду - крупнейшим центрам культурно-познавательного, паломнического и других видов туризма.
7. Отсутствие обустроенных рекреационных зон.
8. Удобное транспортное расположение: пересечение железнодорожных и автомобильных дорог.
8. Неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры из-за отсутствия достаточного финансирования в эту отрасль на федеральном и региональном уровне и крайне ограниченные возможности местного бюджета.
9. Активность культурной, деловой и спортивной жизни города Александрова.
9. Неразвитость рынка автобусных услуг для туристов.
10. Последовательная и целенаправленная деятельность ОМС по выявлению и использованию зон историко-культурного наследия.
 
11. Частое упоминание города в передачах центральных СМИ.
 
12. Широкая осведомленность местного населения об основных исторических событиях города.
 
13. Вовлечение внебюджетных инвестиций в размере 200 млн. руб. в развитие туристской инфраструктуры (строительство нового корпуса гостиницы «Александров») 

Возможности: Угрозы:
1. Разработка и реализация программы развития туризма.
1. Конкуренция в туристской сфере со стороны других городов центрального региона.
2. Реорганизация действующей туристской инфраструктуры (гостиниц предприятий питания, торговли, развлечений).
2. Несовершенство законодательной базы в сфере туризма.
3. Формирование положительного имиджа и увеличение въездных туристских потоков за счет увеличения видов туризма. 3. Невыполнение бюджетами всех уровней своих полномочий по сохранению памятников исторического и культурного наследия.
  4. Острый недостаток собственных финансовых ресурсов для ремонта и реставрации памятников (объектов исторического наследия), находящихся в муниципальной собственности.
  5. Форс-мажорные обстоятельства.

3. Общие концептуальные положения устойчивого развития туризма в городе Александрове.

Разработка программы базировалась на анализе потенциала и современного состояния туризма с учетом рекреационных потребностей местного населения.

В основу программы положены следующие принципы развития туризма:
- удовлетворение потребностей местных жителей;
- устойчивое развитие туризма;
- развитие территории по принципу уникальной историко-культурной территории России;
- развитие города как полифункционального туристского центра;
- приоритетное развитие туризма как одной из отраслей экономики города;
- рассмотрение программы развития рекреации и туризма как составной части программы социально-экономического развития города.

1. Концепция удовлетворения интересов местных жителей определяет необходимость формирования специальной системы, ориентированной на удовлетворение потребностей жителей города Александрова, которые нуждаются в предоставлении широкого спектра услуг, необходимых для восстановления физических, духовных и интеллектуальных сил. Основное назначение этой системы - обеспечить кратковременный ежедневный и еженедельный отдых населения. Такая система обслуживания населения будет одновременно «работать» и на туристов.

2. Концепция устойчивого развития туризма предполагает учет и регламентацию использования ресурсов, чтобы предотвратить их разрушение, истощение и нанесение вреда окружающей среде. В связи с этим программа развития туризма должна основываться на научном анализе рекреационного потенциала и его пропускной способности, что дает основу для обеспечения комплексного контролируемого устойчивого развития туризма. Это определяет необходимость тесного сотрудничества и координации между органами власти и предприятиями туристской отрасли в течение всего процесса выполнения Программы.

3. Концепция уникальных культурно-исторических территорий, к которым относится Александров, обусловливает особый тип развития территорий, при котором должны сохраняться не только историко-культурные памятники, но и окружающая их историческая среда и ландшафт. Задачей первостепенной важности станет благоустройство территорий около архитектурного ансамбля «Александровская слобода», усадьбы Первушина, клуба «Искож»; парка культуры и отдыха, Дичковского озера, Немецких горок, восстановление русла реки Серой. Необходимо формирование целостного экономического образования, способного в комплексе решать проблемы охраны и рационального использования культурного и природного наследия. В окрестностях города также необходимо выявить целостные привлекательные природно-ландшафтные зоны, вмещающие памятники истории и культуры, которые необходимо использовать как объекты туристического показа.

4. Концепция полифункционального туристского центра определяет необходимость развитие в Александрове различных направлений туристской деятельности: экскурсионного, индивидуального, научного, делового, фестивального, религиозного, оздоровительного, спортивного, экологического и других. К участию в этих направлениях туристской деятельности могут привлекаться как сами жители города, так и приезжающие из других регионов и стран.
Приоритетным направлением станет развитие маршрутов выходного дня и долгосрочных маршрутов.

5. Концепция приоритетного развития туризма рассматривает туризм как сложнейший межотраслевой комплекс, вовлекающий в свою деятельность различные области экономики, что требует нового подхода к регулированию социально-экономических отношений.

6. Концепция развития рекреации и туризма как составной части программы социально- экономического развития города предусматривает тесное взаимодействие со всеми городскими и районными административными и общественными структурами, совместную разработку системы мероприятий, способную обеспечить устойчивое развитие туристской отрасли в городе.
На основе вышеперечисленных концепций была сформулирована следующая цель данной Программы: создание эффективной конкурентно способной туристической отрасли в г. Александрове.

Цель может быть достигнута за счет выполнения следующих задач:
- объединение усилий и ресурсов всех заинтересованных организаций и сообществ для успешной реализации программы развития туризма;
- формирование положительного общественного мнения населения о туристской отрасли;
- развитие городской рекреационной и туристской инфраструктуры;
- диверсификация туристских продуктов;
- создание имиджа города Александрова как центра туризма.

4. Система программных мероприятий

Одной из главных стратегических задач данной Программы является определение условий туристской деятельности, при которых возможно максимально длительное пребывание туристов в городе. Для того, чтобы задержать туристов городе, необходим следующий комплекс мероприятий:
- проведение активной просветительско–пропагандистской работы с населением города с целью становления и развития культуры гостеприимства;
- создание и широкое распространение единого календаря событийных мероприятий г. Александрова при увеличении их общего числа за счет разработки новых мероприятий;
- благоустройство города;
- создание новых городских маршрутов;
- планирование более разнообразных туристских программ, насыщенных разнообразной рекреационной деятельностью;
- совершенствование туристской инфраструктуры и создание новых туристских объектов;
- расширение традиционных для города видов туристской деятельности за счет делового (конгрессного), паломнического, событийного, спортивного туризма;
- создание единой электронной системы туристских ресурсов города;
- разработка рекреационного зонирования городской территории с оценкой возможных финансовых затрат для дальнейшей корректировки программы развития туризма;
- проведение ежеквартальных совещаний представителей туристской отрасли для выработки совместных действий, направленных на развитие туризма в городе;
- организация продажи сувениров с символикой города на основных туристских маршрутах;
- участие совместно с туроператорами в ежегодных туристских выставках.


Возврат к списку

Яндекс.Метрика
На главную страницуИнтернет-приемная